Этапы производства ювелирных изделий

Изготовление ювелирных изделий начинается, конечно, с эскиза. Идея художника переносится на бумагу в виде набросков и черновиков. Затем набросок превращается трехмерный эскиз в специальной  3D программе . В своем эскизе художник должен предусмотреть все технологические особенности ювелирного производства украшения, использовать вставки определенных размеров и толщин.

На специализированном оборудовании, виртуальная 3D модель превращается в восковую модель будущего изделия. В настоящее время применяют высокоточные фрезеровальные станки с ЧПУ или трехмерные принтеры.

Следующий этап изготовления ювелирных изделий после создания восковых моделей -это литьё.

1. Отливка восковых моделей в металле очень ответственный и важный технологический момент ювелирного производства. Множество восковых моделей (восковки) собирают и припаивают на один толстый стержень – получается ювелирная ёлка.

Её аккуратно формуют в специальной опоке и запекают в заданной температуре(для каждого металла она своя).. Воск в   формомассе  должен вытопиться и стечь, оставив пустоты. В итоге получается форма с пустотами для будущих украшений.
В зависимости от необходимого металла, литейщик  готовит сплав для заливки, смешивая чистый металл с лигатурой-смесь металлов (как правило это серебро, медь, никель, цинк, но могут быть и другие, причём содержание в доли процента, но сильно влияющие на итоговые свойства сплава). Компоненты расплавляются вместе, тщательно перемешиваются для достижение равномерности содержания и выливаются в подготовленную заранее форму.

2. Монтировка
Работа монтировщика требует особого мастерства. Он должен собрать украшение, состоящее из нескольких частей, сделать нужный размер кольца, обработать все поверхности. Получается заготовка в собранном виде. От качества монтировки в ювелирном производстве зависит насколько прочным, крепким и точным будет ювелирное украшение, поэтому это основной этап производства ювелирных украшений.
 

3. Все изделия после монтировки попадают на участок галтовки.
Галтовка – суть метода в полировании изделий путём перемешивания в барабане с абразивом(небольших изделий, разных форм и твердости). После галтовки поверхность украшений становится более гладкой и плотной. Используют несколько этапов галтовки с различными образивами для лучшего качества обработки поверхности.

 

4. После галтовки на всех ювелирных украшениях ставится именник  изготовителя и они отправляются в пробирную инспецию. В пробирной инспекции все изделия проходят анализ на соответствие пробы ГОСТу, о чём сообщается установкой специального пробирного клейма.

5. Закрепка.
Если в украшении предусмотрены камни – наступает следующий этап производства ювелирного изделия– закрепка .Это чрезвычайно сложный и ответственный процесс. Камни, в большинстве своём, являются очень хрупкими, могут не выдержать нагрузок, возникающих в процессе закрепки и сколоться. И если для дешёвых фианитов это не критично, то скол крупного бриллианта может стоить очень и очень дорого. Закрепщик  должен обладать исключительными знаниями о физических свойствах камня. Например – что у топаза есть спаянности, что изумруд не терпит нагрева, что некоторые самоцветы могут обесцвечиваться и т.д.

6. Шлифовка и полировка
Полировка – это уже придание изделию зеркального блеска путём обработки украшения на мягком войлоке.

Прохождение всех вышеперечисленных этапов изготовления ювелирных изделий позволяет сделать очень высококачественный продукт. И чем тщательнее они выполняются, тем лучше изделие на выходе.


Назад